Вторник, 17.09.2019, 13:52
Детский сад "Солнышко"

 Самообследование ДОУ

Меню сайта
Форма входа

Детское радио
Радио
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Сайты нашего села
  • Сайт с.Северного
  • Школа с.Северного
  • Наши соседи
  • Школа №1
  • Школа №2
  • Школа №16
  • Другие школы
  • Другие сайты
  • Сайт с.Александровского
  • Сайт Александровской ЦРБ
  • Сайт Александровской администрации
  • Центр обслуживания клиентов (филиал ОАО ЮТК)
  • Прокуратура Александровского района
  • Каратэ Ставрополья
  • Александровский портал
  • АПАЛ №38
  • FAQ по системе
  • Интернет-магазин "Компьютерная техника"
  • Бесплатные объявления
  • Статистика

    На сайте всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ОТЧЁТ О САМООБСЛЕДОВАНИИ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 16 «Солнышко»

     

    Организационно - правовое обеспечение образовательной деятельности

          Педагоги ДОУ в своей деятельности руководствуются и реализуют основные положения  Конвенции о правах ребенка,  Закона об образовании РФ (Принят  29 декабря 2012 года N 273-ФЗ), Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.1.2.2621-13, Федирально-государственными образовательными требованиями.

    Деятельность ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом,  Лицензией

    Организация образовательного процесса, содержание образования, соблюдения прав воспитанников строится по локальным актам:

    - коллективный договор;

    - правила внутреннего распорядка;

    - положением о Педагогическом совете;

    - договором между родителями (законными представителями).

     

    Система управления образовательным учреждением

          Управление осуществляется на основе стратегического (Программа развития ДОУ) и тактического (годовой план) планирования в  сотрудничестве педагогического и родительского коллективов.

          Управление детским садом строится на принципах единоначалия и самоуправления. Такой подход  предполагает активное взаимодействие администрации и педагогического коллектива, что способствует повышению самосознания и ответственности каждого работника. В детском саду  развиты следующие формы самоуправления:

    - общее собрание трудового коллектива;

    - Педагогический совет.

          Непосредственное руководство ДОУ осуществляется заведующим.

        В детском саду назначены:

    ·        ответственный по охране труда.

          Одним из важнейших аспектов управления является организация методической работы в детском саду,  направленной, в первую очередь, на повышение квалификации педагогов. Повышение квалификации педагогов построено на основе индивидуально-дифференцированного подхода, составлена база данных  педагогов, разработана система диагностических методик, которая используется для мониторинга профессиональных и информационных потребностей воспитателей. Тактическое управление находится в компетенции Совета педагогов. Особое место на этом уровне отводится информационно-методической службе детского сада, которая является связующим звеном между жизнедеятельностью педагогического коллектива и системой образования, основным назначением которой является создание коллектива единомышленников, готовых к самообразованию и саморазвитию. На данном этапе информационно-методическая служба решает задачи поиска и обобщение педагогического опыта, повышения профессионального мастерства каждого педагога и развития творческого потенциала.

    ДОУ использует следующие формы методической работы:

    ·        Консультации;

    ·        Семинары;

    ·        Деловые игры;

    ·        Взаимопосещения занятий;

    ·        Педагогические советы.

    Методическая  работа  с коллективом направлена на организацию диагностики и  самодиагностики педагогов, контроль и анализ воспитательно-образовательного процесса.

     Важнейшими направлениями методической работы являются:

    ·          Оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми.

    ·          Реализация личных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога.

    ·          Совершенствование педагогического мастерства

    ·          Обобщение, распространение и внедрение передового опыта в работе ДОУ.

     

          Основным инструментом работы в ДОУ  является система информационно- аналитического обеспечения детского сада, включающая в себя  сбор информации, анализ и принятие управленческих решений. Система охватывает следующие направления деятельности:

    Медико-оздоровительное;

    Материально-техническое обеспечение;

    Работу с кадрами;

    Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников;

    Преемственность в работе детского  сада и школы.

    В учреждении существует отлаженная система контроля образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности, осуществляется регулирование и координация педагогического работы. Используются такие виды контроля, как тематический и сравнительный. Контроль позволяет получить информацию, своевременно выявить отклонение от ожидаемых результатов и вносить коррективы, тем самым обеспечивая оптимальный вариант гибкого планирования.

    В условиях современных подходов к управлению ДОУ существует проблема:  

         Отсутствие современных информационных компьютерных технологий по взаимодействию с педагогическими кадрами.

    Решение проблемы:  создать условия для внедрения современных информационных компьютерных технологий в управление ДОУ.

      Структура подготовки выпускников.

     С дошкольниками педагоги работают по программе Н.Е.Вераксы  «От рождения до школы» . Программа способствует формированию основ базовой  культуры личности ребёнка через всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе .

    Реализация  структуры подготовки выпускников предполагает:

    1.Активное использование инновационных педагогических технологий:

     - Развивающее обучение;

     - Проектный метод;

     - Интеграция.

    2. Реализацию педагогических проектов:

    - «Ой, люшеньки-люли» - автор воспитатель   Свидина В.В.

    В данном проекте представлена работа по реализации регионального компонента.

    Проект направлен на развитие активности, эмоциональной восприимчивости, воображения и фантазии каждого ребёнка на основе знакомства с произведениями композиторов, писателей, поэтов и художников. Проект представляют собой совокупность разнообразных видов детской деятельности, как систему развития у дошкольников творческого потенциала, формирования художественно-эстетического вкуса, воспитания эмоционально-положительного отношения детей к культуре, обычаям русского  народа.

       В методическом кабинете создана база инструктивно-методического материала, основанная  на принципах доступности, системности. Программно-методическое обеспечение соответствует предъявляемым требованиям. Для  осуществления качественной работы педагогов недостаточно  методической  литературы в соответствии заявленной Программой, раздаточный и демонстрационный материал.

    Работа с дошкольниками предполагает включение дополнительных образовательных услуг.

    Проведение кружковой работы на бесплатной основе:

    «Муравьишки»-для младшего  возраста раз в неделю;

    «Румяные щечки»  - старшая группа раз в неделю;

    «Веселый оркестр» - старшая группа раз в неделю;

     

    Содержание и качество подготовки выпускников

    Содержание работы педагогов с дошкольниками определяется выбором системы рационального планирования, осуществляющего единство обучения и воспитания детей при организации непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментах.   Планирование осуществляется на основе годового учебного плана, утверждённого на педагогическом совете. Сетка  непосредственно образовательной деятельности детей составлена с учётом их психофизических возможностей. При  этом соблюдаются нормы  нагрузки согласно требованиям СанПин. В режиме дня обеспечивается баланс между непосредственно образовательной деятельностью, регламентированной деятельностью при организации режимных моментов и свободным временем ребёнка. Форма планов воспитательно-образовательной работы с детьми – календарно-перспективная .

    Нерегламентированная деятельность детей организована в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребёнка. Доминирующей формой взаимодействия детей и взрослых является игра. Условием полноценного развития игровой деятельности считается создание многофункциональной  предметно-развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям детей. Создание творческой атмосферы способствует проведение праздников, тематических дней, спортивных праздников и развлечений, конкурсов и выставок. Усилия педагогического коллектива   направлены на накопление у воспитанников опыта позитивных чувств, поступков и взаимоотношений. Воспитатели знакомят детей с их правами, побуждают проявлять активный познавательный интерес к миру, способствуют усвоению детьми общественных норм и правил поведения, развивают чувство ответственности.

    Формирование личности ребёнка-дошкольника предусматривает установление тесной связи между его физическим, умственным и эстетическим развитием. Поэтому основная деятельность педагогического коллектива направлена на развитие свободной личности, наиболее полное раскрытие способностей ребёнка, на подготовку его к школе.

    Основные направления деятельности педагогов:

    ·        Физическое развитие

    ·        Интеллектуально-личностное развитие

    ·        Художественно-эстетическое развитие

     

    Физическое развитие детей

    Укрепление здоровья детей является одним из основных направлений работы детского сада.

    В сфере  сохранения и укрепления здоровья решались следующие задачи:

    ·        Получение дошкольниками элементов знаний о своём организме,

             о способах формирования собственного здоровья.

    ·        Достижение норм физического развития детей.

    Базой для реализации образовательной программы является укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование у них основ двигательной и гигиенической культуры. Для организации оздоровительной работы имеются: медицинский кабинет, лицензированный и  оборудованный в соответствии с требованиями СанПиНов, спортивная площадка

    В течение 2013-2014 учебного года в детском саду традиционно проводился комплекс специально организованных мероприятий по улучшению физического и психического здоровья воспитанников:

    • Физкультурные занятия, в теплую погоду проводятся на свежем воздухе

    • Проведение гимнастики пробуждения

     

    В результате совместной работы медицинского и педагогического персонала Учреждения по охране и укреплению здоровья детей отмечается снижение частоты заболеваний на одного ребенка.

     

    Группы здоровья

     

    Группы здоровья

    2012-2013 уч. год

    2013-2014 уч. год

    Количество детей

    % от общего

    Количество детей

    % от общего

    1

    15

    27

    124

    1

    2

    25

    45

    79

    79

    3

    15

    12

    7

    11

    Всего

    55

    84

    11

    98

     

      В детском саду созданы условия для физического развития дошкольников.  Состояние помещений детского сада соответствует гигиеническим требованиям, световой, воздушный и питьевой режим поддерживается в норме.

    Анализ условий детского сада, компетентности педагогов, показаний общего развития воспитанников показал, что наиболее эффективным является  использование следующих современных здоровьесберегающих технологий:

    Динамические паузы, физминутки, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, гимнастика после сна.

     

    физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия, сказкотерапия и игротерапия,  коммуникативные игры, занятия из серии «Учись Здоровью».

    Занятия из серии «Учись Здоровью», направленны на формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста.    Воспитатели используют разнообразные   формы и методы работы  по укреплению здоровья детей, как при организации непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, так и деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментах. Внимание в детском саду уделяется закаливанию. Основные методы закаливания: воздушные ванны, умывание прохладной водой, сон при свободном доступе свежего воздуха, хождение босиком по массажной дорожке. Закаливающие процедуры сочетаются с игровыми упражнениями, что, несомненно, повышает оздоровительный эффект детей. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические мероприятия: утренняя гимнастика с использованием дыхательных упражнений, прогулки, проводятся занятия по ритмической гимнастике, которые способствуют исправлению осанки и плоскостопия. Прослеживается системность проведения физкультурных занятий, как в помещении, так и на воздухе. В работу с дошкольниками введена новая форма двигательной активности – оздоровительный бег на свежем воздухе, что даёт положительный эффект в оздоровлении детей. Кроме этого педагоги используют разнообразные виды гимнастики  – традиционную, подражательную, ритмическую, с элементами психологической разгрузки. При организации образовательного процесса в детском саду соблюдается режим дня, два раза в день проводятся прогулки, выполняются требования учебной нагрузки, целесообразно организуется двигательный режим с учётом группы здоровья каждого ребёнка. Воспитатели варьируют физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями детей и рекомендациями медсестры Коваленко Г.М..  В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников проводится ежегодный мониторинг состояния здоровья всех детей, анализ заболеваемости и анализ по группам здоровья. Это необходимо для своевременного внесения корректив в педагогическую деятельность по укреплению здоровья воспитанников.

     

    Анализ заболеваемости

    Заболевания

    2009 год

    2010 год

    2011 год

    2012 год

    2013 год

    Всего

     

     

     

     

     

    Гастроэнтерит

     

     

     

     

     

    Ангина

     

     

     

     

     

    Грипп, ОРВИ

     

     

     

     

     

    Прочие

     

     

     

     

     

     

      С педагогами  используются следующие формы методической работы:

    ·        Семинары;

    ·        Консультации;

    ·        Деловые игры;

    ·        Педагогические советы.

    Медицинские работники и педагогический коллектив детского сада ведут регулярную просветительскую работу с родителями воспитанников. Основным направлением является педагогическая поддержка родителей.

    На информационных стендах для родителей  размещаются следующие материалы:

    ·        по профилактике простудных и вирусных заболеваний;

    ·        советы и рекомендации по приобщению детей к здоровому образу жизни.

    ·        Информация по  формированию у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику; стимулирование двигательной актив­ности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствую­щих художественных и мультипликационных фильмов.

    Организация работы с родителями, сотрудничества детского сада и семьи – достаточно сложный процесс. Сложность заключается в установлении партнёрских отношений с семьями воспитанников, в объединении усилий для развития и воспитания детей, в создании атмосферы общности интересов. Эффективность данной работы можно проследить по совместно проводимым    мероприятиям:

    ·      «Папа, мама, я – спортивная семья»;

    ·     Проведение Фестиваля стихов с дошкольниками

    В жизни детского сада активно участвуют родители и Управляющий совет. Перед УС стоит непростая задача: доводить до каждой семьи и каждого педагога идеи сотрудничества. Результатом работы являются:

    ·     - повышение активности родителей в жизни детского сада

    ·     - установление разных форм сотрудничества

    ·     - выставки поделок и рисунков

    ·     - участие в праздниках и досугах, разыгрывание сказок в группах

    ·     - участие в создании снежных построек на площадках детского сада в зимний период

    ·     - организация познавательных вечеров «Встреча с интересными людьми».

     

     В соответствии плана профилактических мероприятий  проводится следующая работа:

    1.            Контроль за проведением  утренней зарядки, физкультурных занятий и прогулок;

    2.   Контроль за проведением закаливающих мероприятий;

    3.   Контроль за проветриванием помещений и кварцеванием;

    4.   Обследование детей на глистные заболевания;

    5.   Ежедневный профилактический осмотр детей;

    6.   Постановка прививок детям;

    7.   Своевременная постановка реакции Манту;

    8.   Учёт инфекционных заболеваний и соблюдение карантинных мероприятий.

    Уровень организации работы по укреплению здоровья детей и медицинскому сопровождению образовательного процесса в целом на данном этапе можно оценить как оптимальный.

    Интеллектуально-личностное развитие дошкольников

    Осуществляется  на занятиях познавательного цикла, в процессе игровой, конструктивной и других видов  деятельности. Предметно-развивающая среда в ДОУ организована в      соответствии  с требованиями программы воспитания и обучения. С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудованы уголки развивающих и дидактических игр. В ДОУ реализуется принцип развивающего обучения. 

          Направлением деятельности педагогического коллектива в плане познавательного и речевого развития воспитанников является  ознакомление их  с основными понятиями окружающей действительности. В качестве основной задачи выдвигается развитие любознательности, познавательной активности и расширения круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа и искусство), интерес к экспериментированию.

    Важнейшей составляющей воспитания и обучения детей в ДОУ является развитие речи.

     Развитие речи осуществляется во всех видах детской деятельности, включая непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность проводимую в ходе режимных моментов и самостоятельную деятельность детей.  Такой подход способствует активизации речи детей, пополнению их словарного запаса.

          Для оказания практической помощи детям с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в ДОУ требуется  логопед.

          Работа по развитию элементарных математических представлений реализуется на занятиях, в занимательных играх, в совместной деятельности с математическим содержанием.

    Социально - личностное развитие ребёнка осуществляется в процессе работы, направленной на усвоение нравственных общечеловеческих ценностей и национальных традиций, развития чувства гражданственности и любви к своей Родине. Обогащение культурного опыта ребёнка происходит в результате расширения представлений о культурно-этническом многообразии окружающего мира. Развитие эмоциональной сферы включает  в себя умение регулировать чувства, настроения,  переживания при взаимодействии с красотой мира, обычаями и традициями своего народа.

    Художественно-эстетическое развитие

          Основными средствами   развития ребенка в данном направлении  является организация активного восприятия действительности и искусства  через интеграцию художественных видов деятельности. Художественно-эстетическое развитие воспитанников в детском саду обеспечивают:

    - занятия по изодеятельности;

    - музыкальные занятия;

    - организация развивающей среды в группах – центры детского творчества;

         

             Проявлению творческих  наклонностей способствуют музыкальные занятия, на которых детей знакомят с лучшими образцами народной и классической музыки, учат чисто интонировать, занятия приносят детям радость, формируют красивую осанку, свободу и пластику движений.

    На данном этапе необходимо:

    ·        продолжить работу по повышению профессионального мастерства педагогов

    ·        совершенствовать планирование педагогической работы в условиях введения новых федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

     

    Преемственность

          Педагогический коллектив ДОУ работает в сотрудничестве с учителями начальных классов МОУ СОШ №4 6.  Вся работа направлена на то, чтобы совместно с учителями, психологом школы, создать для детей условия, в которых они не только бы получали определенный багаж знаний, но и учились учиться, что помогло бы  сократить период их адаптации   к школе.

          С этой целью на базе ДОУ организовано методическое объединение воспитателей и учителей начальной школы, где обсуждаются вопросы преемственности. Совместно разработан план работы, включающий взаимопосещение занятий в подготовительных группах и уроков в начальных классах, проведение семинаров и родительских собраний.  

          Итогом осуществления работы по преемственности  явилась качественная подготовка детей к обучению в школе. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, выпускники  ДОУ хорошо осваивают программу начальной школы, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым  к дошкольникам.  Выпускники нашего детского сада, обучающиеся в начальных классах   показывают положительные показатели успеваемости. На «4» и «5» учатся 53,8%. Дети отличаются хорошей сообразительностью, самостоятельностью, активны в делах класса и школы, занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах.

     Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая. Родители воспитанников удовлетворены подготовкой детей к школе.

    Формы сотрудничества с семьёй.

    Взаимодействие с семьями воспитанников на протяжении всего учебного года было одним из приоритетных направлений деятельности учреждения. Оно ориентировано на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей способствуют формированию активной родительской позиции.

    Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется через создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам уютно, комфортно, интересно, полезно. Учреждение поддерживает желание родителей приобрести знания, необходимые для воспитания детей. Педагогический коллектив для этого предлагает родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества:

           Родительские собрания

          Консультации

         Совместные выставки, рисунки, участие в праздниках

          Дни открытых дверей

     В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.  В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности. Тематически оформлены холлы и коридоры. Музыкальный, спортивный зал оснащены необходимым музыкальным и спортивным оборудованием.

     

    Кадровое обеспечение образовательного процесса

    МДОУ «Детский сад № 16 «Солнышко» комбинированного вида

     

    Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие, воспитание и оздоровление детей состоит из 5 сотрудников, в том числе: 3 воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

     

    1

    Общее количество педагогических кадров

     

    5 педагогов

    2

    Квалификация

    ·                   Первая категория

    ·                   Вторая категория

     

    2 человека

    3 человека

     

    3

    Образование

    ·        Высшее педагогическое

    ·        Среднее педагогическое

     

    2 человека

    2 человека 

     

    Стаж педагогической деятельности  сотрудников коллектива более 20 лет. План переподготовки и аттестации педагогических кадров имеется и является составной частью годового плана. Кроме того, среди профессионально значимых личностных качеств педагога, можно выделить стремление к творчеству, профессиональному самосовершенствованию и повышению образовательному уровня.

    В целом работа педагогического коллектива детского сада отмечается достаточной стабильностью и положительной результативностью. Ежегодно педагоги повышают свое мастерство в ходе прохождения аттестации, повышения квалификации, участие в различных конкурсах. 

     

    В ДОУ разработана система повышения квалификации педагогов. Совершенствование уровня профессионально-педагогической квалификации педагогов осуществляется в рамках курсовой подготовки на базе СКИП КРО и посредством различных форм методической работы в ДОУ.

    Несмотря на наличие в ДОУ системы работы с педагогами, актуальной

    остаётся проблема: педагоги недостаточно используют имеющийся профессиональный потенциал для обобщения опыта своей работы в виде издания методических пособий.

    Решение проблемы: создание системы мотивации и стимулирования, повышение уровня знания педагогами современных компьютерных технологий при обобщении опыта работы.

    Совместными усилиями сотрудников, родителей и детей в группах создается  предметно-развивающая среда.  Разнообразны зоны детской деятельности, уголки релаксации,  уголки для работы с различными материалами для развития мелкой моторики, физкультурные уголки, дидактические панно, несущие познавательно-развивающую нагрузку. Учебное и игровое оборудование соответствует возрастным особенностям детей, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Оно безопасно в эксплуатации, удобно и рационально расположено. Имеется свободный доступ к игровому и спортивному оборудованию, к средствам для занятий художественной, изобразительной, конструктивной и подвижной деятельностью. 

          Несмотря на то, что сделано многое, существует проблема: ДОУ недостаточно обеспечено современным профилактическим оборудованием для укрепления здоровья детей и отсутствие в каждой группе современных информационных средств для организации образовательного процесса.

    Решение проблемы:  пополнить ДОУ современным профилактическим оборудованием для укрепления здоровья детей, приобрести   современные информационные средства.

               

             Анализ материально - технической и методической базы ДОУ

     

    В МДОУ « Детский сад №16 «Солнышко»  в настоящее время функционируют 3 группы.

    Основными помещениями ДОУ являются: групповые, методический кабинет,  медицинский кабинет, пищеблок, прачечная.

                              Ежегодно в здании проводится косметический ремонт. В этом году заменены окна в ДОУ.  На территории детского сада имеются прогулочные участки с игровым оборудованием, верандами, песочницами,   на асфальтное покрытие нанесена разметка для проведения с детьми физкультурных занятий, подвижных игр. С целью реализации национально-регионального компонента оборудовано место для ознакомления детей с природой родного края, определена экологическая тропа. На каждом участке разбита цветочная клумба.

        В ДОУ имеется 1 телевизор, 1 видеомагнитофон, 1 магнитофон. Кабинет заведующего оборудован компьютером, сканером и принтером.

    Совместными усилиями сотрудников, родителей и детей в группах создается   предметно-развивающая среда, в которой отражено конкретное содержание реализуемой программы. Разнообразны центры детской деятельности, уголки для работы с различными материалами для развития мелкой моторики, физкультурные уголки. Учебное и игровое оборудование соответствует возрастным особенностям детей, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Оно безопасно в эксплуатации, удобно и рационально расположено. Имеется свободный доступ к игровому и спортивному оборудованию, к средствам для занятий художественной, изобразительной, конструктивной и подвижной деятельностью.